понедельник, 29 марта 2010 г.

Можно ли продать имидж вместо репутации?

Как говориться, умелый продавец может все. Поэтому в торговле и ввели систему возвратов…

В общем, давайте разберемся в понятиях. Итак, имидж – это, в первую очередь, внешняя атрибутика. Самому для себя имидж человеку не очень то и нужен. Имидж понятие социальное и представляет собой – внешний фасад, вывеску. Он предполагает целенаправленную работу на публику и призван сделать товар запоминающимся, привлекательным, позволяющий идентифицировать его принадлежность (определить как входящий в определенный круг или наоборот, выделяющийся, особенный), расположить к себе. Имидж также может провоцировать желание обладать, и, как известно, имиджевая вещь стоит дороже. Но ее купит не каждый, а только «свой» покупатель.

По большому счету, имидж – это способ невербального (несловесного) общения с окружающим пространством. Причем, важно подчеркнуть, что имидж – это «исходящая» информация, то, что его носитель хочет и считает нужным сообщить о себе окружающим, формируя их восприятие себя.

Покупают ли на рынке людей за имидж? И стоит ли имидж отдельных денег? Да, иначе люди бы не приходили на собеседования с потенциальным работодателем в подходящем для купли-продажи виде, придав себе, так сказать, максимально «товарный» вид. Умение себя «подать и продать» умельцам не раз помогало «раскошелить» работодателя. Однако, стоит отметить, что «купится» на имидж не каждый работодатель , поэтому «имиджевому кандидату» приходится немало потрудиться в поисках своего работодателя-покупателя. Но, как говориться, кто хочет найти, тот всегда найдет. Справедливости ради стоит отметить, что есть области, где значение имиджа огромно и он представляет собой самостоятельную ценность, а не является ширмой или фальшифкой, заменяющей деловую репутацию.

В чем же суть репутации? Репутация – это то, что опробовано практикой, протестировано, причем, не один раз. Она создается в процессе непосредственного делового взаимодействия сторон, в рабочем процессе. В своей хорошей репутации можно убедить окружающих только посредством дела. Обычно информация о репутации передается из уст в уста, причем, имеет большое значение - кто является рекомендателем. Наиболее ценными распространителями являются: профессионал, клиент или иная популярная, значимая персона. Репутация может быть как достоянием узкого круга, так и общеизвестной - в том случае, если ведется целенаправленная работа по «управлению репутацией» с использованием методов из арсенала PR.

Самое главное это то, что, репутация является «отраженной» информацией – так называемой «обратной связью» или «цепной реакцией», которая формируется не самим человеком, которому она принадлежит, а его окружением. Проще говоря, деловая репутация – это не то, что вы говорите сами о себе, а то, что другие говорят о вас. Причем, не случайные другие.

Но при этом, хорошая репутация не такая яркая и приметная как собственно имидж. И в некоторых случаях ее трудно наглядно продемонстрировать. Целое искусство сделать ее явной для более широкого круга людей, при этом не превратив в рекламу или имидж.

Покупают ли людей с хорошей репутацией? Сразу хочется ответить: «Что за вопрос?! Конечно!!! Хорошая репутация всегда в цене!» Однако, не стоит спешить. Есть и подводные камни. Например, репутацию сложно продемонстрировать в сам момент торга и купли-продажи. Предполагается, что репутация должна «дойти» до потенциального покупателя раньше, чем состоится встреча с ее физическим носителем, причем, информация о ней должна быть получена из уважаемых источников.

Чаще всего, репутация за дополнительные деньги покупается при хэдхантинге и технологии прямого поиска (executive search), а вот в процессе собеседования, характерного для традиционного рекрутинга ее очень сложно продемонстрировать, убедить своего собеседника в ее существовании. Как в этом случае можно продемонстрировать ее наличие? Лишь только сославшись на рекомендателей. При этом важно помнить, что ссылаясь на них, человек оказывается в зависимости от деловой репутации своих рекомендателей. Иными словами, все деловые репутации связаны друг с другом и оказывают друг на друга взаимное влияние. Подумайте, каково будет заочное впечатление о человеке, которого вам порекомендует тот, кого вы не уважаете и не считаете достойным человеком и хорошим профессионалом? Скорее всего, будет запущена цепная реакция и третье лицо, которое вы никогда не видели прежде, получит определенный ярлык.

В общем, не исключены ситуации, когда «носитель» хорошей деловой репутации оказывается лишен своего наиболее ценного нематериального актива при общении с работодателем.

Возвращаясь к вопросу: «Можно ли продать имидж за репутацию?» Отвечу: «Пожалуй, да». Но при этом, имеет смысл помнить, что имидж репутацию не заменит, и очевидно это станет весьма и весьма быстро. Так что если цель стоит – срубить денег и быстро смыться, то можно рискнуть. А если - «продаться надолго», то можно для верности поверх репутации накинуть имидж, чтобы было что показать покупателю. Такая подмена не есть мошенничество.

В общем, деловая репутация – это штука очень важная, но более сложная и непредсказуемая чем имидж. Имидж как-то проще продается, просто потому что его легко показать и увидеть. Так что уважаемые профессионалы, создавая себе отменную репутацию, не забывайте о формировании имиджа – он вам пригодиться.

Ваш Веселый Роджер
с напоминанием о важности грамотного PR сопровождения VIP-персон

Комментариев нет:

Отправить комментарий