суббота, 10 апреля 2010 г.

Креативные головы для вашего бизнеса!


Что? Бизнес умер? Идей больше нет? А если…



Дамы и Господа!

Веселый Роджер найдет
креативные головы
для вашего бизнеса!

«Даже если вас съели, у вас есть два выхода»
Николай Фоменко

mv.shuvalova@rambler.ru

пятница, 9 апреля 2010 г.

Нематериальная мотивация для построения карьеры



Вообще-то у каждого карьериста есть свои внутренние мотивы – все разнообразие, пожалуй, не охватить. Поэтому сегодня хочется отметить только один – но широко распространенный мотив, который я условно называю: «Все достало!!!» И хочется встать на дыбы и показать всем полное О-ГО-ГО...

Такой мотив  характерен для людей, которые приходили к мысли о необходимости строить свою карьеру в среднем возрасте, а до этого успели попахать в роли «рабочей лошадки». Ранней склонности руководить другими они, обычно, за собой не замечали, к продвижению вверх по карьерной лестнице относились равнодушно. Им скорее нравилось выполнять какую-то определенную работу, которую они делали с увлечением и считали себя достаточно хорошими экспертами в данной области.

Но время шло. Их знакомые и погодки успели продвинуться вверх, над головой регулярно менялись руководители, но вот в собственной жизни ничего особенного не происходило: дом-работа, работа-дом. Пока однажды не подкатил кризис. Причем, не экономический, а обычный, плановый, психологический. И человек начал задавать себе вопросы: Кто я? Чего я в этой жизни достиг? А чего достигли другие? А может, я могу большего? А хочу ли я этого? Ну, и так далее... В общем, типичная ломка прежней картины мира и крушение всех прежних ценностей.

Подумал-подумал человек, и остался собой не доволен: « И вроде все делал правильно – был на своем месте, занимался своим делом, но вот что-то как-то ничего толком и не добился. Нахожусь на хорошем счету, мне доверяют, но вот что-то не продвигают, и даже не предлагали никогда. Что делать, если как раньше больше не могу, и как теперь надо не знаю? Получится ли у меня? Или если я с самого начала карьеристом себя не чувствовал, то и не смогу ничего толком добиться, так как нет у меня такого внутреннего призвания?»

Да, вопрос, конечно, сложный. И на самом деле все очень сильно зависит от того, что же именно произошло с человеком в кризис – как именно он изменился. Вообще, «поздняя карьера» (примерно с 30 лет) возможна, поскольку человек в этом возрасте только входит в самую силу, набирается жизненного и профессионального опыта, да и материальные потребности возрастают. Однако, потребность увеличить свой материальный доход сама по себе человека карьеристом еще не делает. Самое главное – это серьезное изменение мышления и ощущения самого себя, а также полное перестроение модели поведения. При этом важно отметить, что поведение должно быть грамотным.

Что обычно начинают делать люди, которых все достало и перестало устраивать? Конфликтовать. Демонстрировать неконструктивные формы поведения, и, главное, при этом испытывать убеждение в том, что всем окружающим должны быть понятны причины их недовольства. Просто потрясающе… Ибо окружающие видят только внешние проявления поведения, но о внутренних мотивах даже  не догадываются или могут ошибаться в своих догадках. Ну, а если даже и догадываются – то что? Удивительно, но большая часть людей испытывая сильное внутреннее напряжение так и не подойдут поговорить о своем продвижении с теми от кого оно зависит. Так и будут ждать, когда кто-нибудь проявит инициативу извне. Ну, или как вариант, начнут выдумывать всякие затейливые «намеки». А если догадливых (или желающих догадаться) не найдется, то пойдут искать счастья на стороне – в других компаниях. Однако, большие проблемы ожидают их на пути к карьерному росту. Приведу примеры нескольких из них:

1. Новый работодатель не воспринимает соискателя карьерного счастья, как человека на вышестоящую позицию и предлагает «то же самое, только в другом месте». Думаете это не справедливо. Давайте подумаем. Почему человек испытывает проблемы с тем, чтобы озвучить свои возросшие амбиции? Потому что боится (во-первых отказа, во-вторых дерзать, а также испортить прежние "хорошие" отношения), испытывает неуверенность в себе и сомнения, не имеет опыта в новой роли и, по большому счету, просто не знает, что делать. Что человек делает уходя в другое место, не использовав все возможности там, где он есть? Демонстрирует "избегающее" поведение. В общем имеют место быть три кита: неуверенность, неопытность и плохое понимание того, что на самом деле хочется. Плюс к этому стремление все это в себе отрицать - обвиняя противоположную сторону. Ясно одно – «не хочу как раньше», но на мотивации «от противного» далеко не уйдешь, тем более вверх по карьерной лестнице. И все это отлично считывается по поведению человека. Поэтому ему не доверяют и отказывают. Кстати, совершенно обоснованно. В свою очередь отказ вызывает еще большую агрессию и неуверенность. Возникает замкнутый круг. Для того, чтобы его разорвать, необходимо хорошенько над собой поработать.

2. «Недовольная рабочая лошадка» неумолимо транслирует свою неудовлетворенность прежним работодателем на встречах с новым. Вопрос про мотив смены работы вызывает плохо скрываемый приступ агрессии, а у женщин бывает даже поток слез. Отличное выступление. Однако, уверяю вас, потенциальный работодатель это не оценит. Никому не нужен человек, с такими «тараканами в голове» и негативным эмоциональным зарядом – это же просто бомба, которая может в любой момент  взорваться на новом месте. Думаю, вы это и сами отлично понимаете. Однако, попробуйте избавиться от своего эмоционального багажа и сразу поймете, что просто так взять и отбросить его не получится. Даже если вы сделаете над собой усилие и не будете говорить, ваше невербальное поведение будет продолжать «вопить». А собеседник очень большой процент информации получает именно через невербальный (несловесный) канал. В общем, негатив имеет смысл утилизировать - ни вам, ни вашему новому работодателю он не  нужен.

3. Третья проблема – это переоценка себя. Все дело в том, что длительное недооценивание человека на прежнем месте, в то время, когда он чувствовал, что стал «дороже», приводит к субъективному завышению личной стоимости. Проще говоря, набиванию собственной цены , потому что хочется компенсации за прошлое. Но проблема в том, что человек  хочет эту компенсацию от нового работодателя, который ему ничего не должен, и не имеет оснований переплачивать. Более того, для него вы отнюдь не лучший кандидат. На рынке есть «готовые» люди с уже имеющимся опытом. Так что важно уметь ценить себя не переоценивая. И устанавливать цену на основе конкурентного анализа рынка (то есть сравнения себя с эталоном и другими кандидатами), а не на основе внутреннего самоощущения собственной бесценности. Второй причиной завышения личной стоимости является все то же неумение вести переговоры об изменении размера компенсации в будущем. Человек боится на входе продешевить, потому что знает, что в дальнейшем не сможет провести переговоры об изменении своей цены. Ведь ему же не удалось сделать это ранее, с прежним работодателем. Что тут сказать? Искусство торга необходимо осваивать. Чем выше вверх по карьерной лестнице, тем меньше подходят заранее напечатанные ценники. Потому что в витрине можно стоять очень долго, и в итоге превратиться в музейный экспонат – который все видят, но никто не покупает.

4. Добавим к этому приобретенное убеждение в том, что работодатель – этот «тот, кто берет» - ваше время, идеи, энергию. Но минуточку, он также и «тот, кто дает», ибо все этот покупает. Причем не только за деньги, но за иллюзию социальной защищенности, за возможность профессиональной самореализации, за право иметь на личной визитке громкое название компании и статусную должность. Ну и так далее. И если вы видите в работодателе «того, кто берет», то вы будете его ненавидеть и бояться (и это будет сильно усложнять вам жизнь), а если «того, кто дает» - то желать (и это тоже будет видно). А также искать способы сделать так, чтобы он давал больше и больше. В этом, по сути, и состоит искусство карьеризма – в умении брать. Но так, чтобы вам хотели  дать. А большая часть не скушенных в карьеризме людей пытаются что-то требовать. Подумайте, вам самим нравиться, когда от вас что-то требуют? А если вы сами, по собственной инициативе даете? А ведь бывают ситуации, когда эта инициатива неслучайным образом спровоцирована…И вы даже можете об этом догадываться, однако, все равно испытывать внутреннее удовлетворение от того, что сделали все правильно. В общем, это целое искусство делать так, чтобы вам давали желаемое с удовольствием. И если у вас нет такого интуитивного дара, то следует потратить время на приобретение такого мастерства. 

Продолжать можно долго, но, пожалуй, пора закругляться. Что можно сказать в подведение итога? Если жажда карьеризма не является вашим врожденным внутренним свойством, а потребность строить карьеру осознана со временем, то тому, как грамотно это делать нужно специально учиться. И начинать отнюдь не с поиска должности, а с перестроения себя, своего мышления и установок. Ну, и, конечно, с изучения карьерных технологий. Все возможно, но только там, где нет дара, нужны знания и тренировка навыков.


"И так, тебя все это достало?! А ты думаешь что в сказку попал?...Нет, это ты в жизнь вляпался..."
Неизвестный автор

четверг, 8 апреля 2010 г.

Каким богам молиться карьеристу?

Не сотвори себе кумира… Да? А как же без него? Думаю, так людям жить будет не интересно. А тут что-то такое ослепительное, прекрасное возвышенное, практически совершенное, есть к чему стремиться и тянуться – и имя ему Господин Стандарт Качества.

Да, похоже, жизнь по высоким стандартам качества – это фетиш XXI века. Причем распространяется эта идея буквально во все сферы человеческого бытия. Что же, Господа Карьеристы - равнение на Стандарт! Причем, на международный и кросскультурный… Глобализация ведь…

Цели обозначены, планки установлены, сроки заданны – карьеризм похож большой спорт. Годы тренировок в престижных бизнес школах и вы на беговой дорожке – демонстрируете свой результат, затем вновь тренировки и новая дистанция. А перед глазами маячит заботливо вывешенный баннер-напоминание: «Кто остановиться, того затопчут» (к сожалению, не помню точную формулировку этой образовательной рекламы ). Но громче всего о стандарте говорят, конечно, описания вакансий - раздел "требования к кандидату". Жизнь, в том числе профессиональная, становиться подобна системе фильтров, в каждом из которых установлен определенный порог проходимости (свои стандарты качества). И если вам удалось сделать себя соответствующим, то, как говорится, добро пожаловать на новый уровень – таковы правила. Вы, конечно, в праве их нарушать, пытаться обойти, но их нельзя игнорировать и следует понимать, что прожить жизнь «нестандартным путем» получиться у единиц. И, кстати, это может быть более сложная жизнь, чем жизнь по стандарту.

Пару дней назад я была на очередной выставке бизнес образования и меня немало повеселили фразы, которые можно было услышать в этом образовательном гипермаркете буквально на каждом углу. Судите сами:

«Диплом нашей школы – индивидуальный сертификат вашего качества»

«Мы дорожим нашими высокими стандартами и производим одинаково хороших выпускников»

«Современное образование – гигантское транснациональное предприятие XXI века, ключевая отрасль мировой экономики постиндустриальной эпохи»

«Рейтинг – эффективное оружие в борьбе за бизнес-студента»


Кстати, а знаете кто вы? «Потенциальный потребитель образовательных услуг, планирующий инвестировать значительные средства в многолетние образовательные программы»
А вы знаете, почему вы это самый «потребитель»? Да потому что, в общем-то, выхода у вас другого нет, если, конечно, вы настроены на построение бизнес-карьеры.

TOEFL, IELTS, GMAT, GRE, MBA, DBA… и, как говориться, нет предела совершенству. Конечная цель – создание однородного качества. Один должен заменяться другим. И пройдя все круги стандартизации, вам все еще будет чем заняться, ибо уже придумают что-нибудь новенькое. Мечта об идеальном менеджере, на то и мечта, чтобы оставаться не достижимой.
Конечно, есть разные способы строить карьеру: использовать личные и деловые связи, удачные возможности и Счастливый Случай, но наиболее распространенным все-таки является путь «соответствия стандарту», то есть путь соответствия критериям и требованиям установленным рынком, ориентации на «спрос» со стороны работодателей, а также на критерии успешности, установленные обществом (на некий модный набор признаков успешности).

То есть по большому счету, за вас уже все решили – каким вам надлежит быть, что иметь, а также то, что считать успехом в жизни. Не вписываетесь в эту систему? Очень жаль…Истории успеха создаются нынче по правилам. А ключевой компетенцией наемного менеджера является умение соответствовать требованиям работодателя, а также оправдывать его ожидания.

А что наемник получит в награду за свои старания в области соответствия? Большую свободу выбора, так как может выбирать из разных предложений со стороны работодателей? Возможно. Но это будут все те же «стандартные» работодатели. Да и успех также будет соответствовать установленному стандарту успешности.
Кстати, самое важное в этой игре – это вовремя понять, что изменяется стандарт и в какую именно сторону. Вы думаете, что всегда будете пользоваться спросом? И, упс, установлены новые правила и стандарты соответствия. Как, вы не адаптивный менеджер? Очень жаль… Вы вне игры.

Притча о личном мнении:

Учитель:
- Ты считаешь, что всякий нормальный человек должен обязательно иметь свое собственное мнение и уметь четко его формулировать?
Ученик:
- Конечно. Иначе он не человек, а какое-то стадное животное.
Учитель:
- То есть ты полагаешь, что «личное мнение» - это, что отличает человека от всех иных живых существ? Некий особый человеческий признак, дарованный ему природой? А ты согласен с тем, что природа наделяет человека только тем, что необходимо ему для выживания?
Ученик:
-Да. Да. Да.
Учитель:
- А теперь объясни мне, как личное мнение помогает человеку выжить…
Ученик:
- ???...
Учитель:
- Подумай еще и скажи мне, что наиболее эффективно помогает человеку выжить
Ученик:
- Умение адаптироваться…

Учитель:
-  Так что является истинно человеческим качеством?

В общем, уважаемые Умные Карьеристы, держите равнение на рыночные стандарты. Будьте готовы соотвествовать профилю целевой должности и тренируйте в себе способность быстро адаптироваться под изменяющиеся параметры соответствия. Ну... или пропробуйте удивить мир...



Веселый Роджер подверждает высокий спрос на страндарт. Остальное - ваше решение