четверг, 29 апреля 2010 г.

АНТИСТУПОР !!!

Думаю, что каждому человеку знакомо неприятное ощущение жизненного тупика, зависания, буксовки при решении важных задач, хождения по кругу и невозможности найти выход. А так хочется, чтобы это прекратилось, и была запущена новая конструктивная программа. Но день сурка продолжается, и ты вновь и вновь просыпаешься с одними и теми же мыслями в голове, которые как назло все крутятся и крутятся вокруг казалось бы не решаемых задач. Что делать?

А что нам обычно советуют, когда мы «зависаем»?

• Отдохнуть (разрешить себе на время забыть о проблеме)
• Переключится на что-нибудь другое, отвлечься (сместить фокус своего внимания)
• Поискать готовые решения - может решение уже найдено кем-то другим
• Забить на проблему (то есть сделать вид, что на самом деле ее нет или она тебе безразлична)
• Постараться пересмотреть свое отношение к проблеме (то есть принять и смирится с ней, раз уж решения все равно не найти)
• Иногда, предлагают свой свежий взгляд и какие-то мысли
• Ну, или выпить, перекурить это …

По сути, все методы правильные и относятся к категории «житейской мудрости», то есть копилке рецептов опробованных человечеством веками. Но есть и другие возможности борьбы со ступором. Например, психологические (на самом деле, все то же самое, только по-умному). Ведь что такое «ступор» ? Сопротивление мозга, рамки, ограничения, блокировка, оцепенение, неподвижность, отсутствие реакции на окружающие раздражители. Основная суть - замыкание на себе, своем видении и восприятии проблемы, уход внутрь, закрытость, защита от внешнего мира.

Соответственно, антиступор - обратное: выход за пределы и рамки, движение, активный поиск, повышенное внимание к окружающему пространству, любопытство, открытость новому опыту и интерес к окружающему миру. В общем, принципиальное изменение поведения – переход в состояние «с широко раскрытыми глазами».

В общем, программу антиступор можно сформулировать следующим образом: включай «поисковое поведение», расширяй границы, пробуй новые формы поведения, экспериментируй, выходи за пределы себя и за пределы привычного, ограничивающего, переключайся изнутри вовне, загружайся новыми ощущениями, эмоциями и информацией.

Как это реализовать на практике? На самом деле, через простые вещи. Если не удается победить инерцию изнутри (инерцию мышления), можно пойти извне и поменять поведение. Этот метод построен на постулатах такого психологического направления как бихевиоризм. Суть состоит в том, что человек зависит от внешней среды, которая формирует его «поведенческие паттерны», то есть наборы стереотипных, устойчивых реакций или последовательностей действий. Эти наборы ограничены и, соответственно, ограничен репертуар поведения. С «мыслительным поведением» все то же самое – в постоянных, привычных условиях оно склонно к шаблонным, повторяющимся действиям. Так что если нужна новая мысль – не мучай мозг, а в первую очередь разнообразь окружающую обстановку и действия, измени привычки, разнообразь круг общения, попробуй что-нибудь принципиально новое и голова через некоторое время заработает по-другому. Иными словами, антиступор – это антипривычка - новые маршруты, люди, события и места. Так что, если «завис», значит, пора разнообразить свою привычную жизнь.

Задолбала инерция и бесперспективняк? Хочешь свежих идей и новых ощущений? Тогда пробуй новый способ жить, и действовать.



среда, 28 апреля 2010 г.

Включай Дурака!

Думаю, что у любого человека бывают в жизни ситуации, когда мозг оказывается в ступоре, разум утверждает, что решить проблему не возможно, однако, где-то внутри теплится надежда на то, что это не так, и интуиция почему-то подсказывает, что есть выход из лабиринта. С точки зрения разума, эта необоснованная убежденность антиразумна, глупа и наивна. Иными словами, она совершенно дурацкая.

Ну и отлично! Если рациональный компонент мозга отказывается нам помогать, буксуя при столкновении со сложной и нестандартной задачей, обратимся к другому его аспекту – творческому мышлению и позовем на помощь своего внутреннего Дурака. Ведь «включать Дурака» - означает вести себя не нормально, нестандартно, нешаблонно, неординарно, экспериментировать и давать свободу творческому началу. Но, легко сказать и гораздо сложнее реализовать. Где искать кнопку «включить»?

Насколько я знаю, универсальная кнопка пока так и не найдена, но человечеством все же наработаны алгоритмы активации творческого мышления. Например, вспоминается Генрих Саулович Альтшуллер и его теория решения изобретательских задач – сокращенно ТРИЗ, созданная во второй половине прошлого века. Согласно ключевой идее автора, творчество вполне поддается управлению – это не некий загадочный и неосознаваемых процесс, а технология производства новых технических идей. Почему технических? Потому что автор был в первую очередь изобретателем.

Основным рабочим инструментом ТРИЗ является алгоритм решения инженерных задач (АРИЗ), основная суть которого состоит в том, что необходимо построить модель исходной задачи (то есть осуществить переход от расплывчатой и туманной исходной ситуации к схеме), выявить противоречие, мешающее решению обычными (известными) путями, определить оперативную зону, изменение которой необходимо и достаточно для устранения конфликта, сформулировать идеальный конечный результат (ИКР) и найти наиболее эффективный прием разрешения противоречия. Если кому-то интересны подробности, вам сюда http://www.altshuller.ru/

Отдельно хочется отметить следующий факт - несмотря на то, что изначально ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, на самом деле под "изобретательскими" подразумеваются любые творческие задачи, не только технические. Более широко этот метод трактуется как «технология производства новых идей».

Кстати, для сведения всех безработных (извините, временно не занятых) в кризисный период, расскажу, как выкрутился изобретательный Альтшуллер, когда был выпущен из «Речлага» (одного из лагерей Воркуты), куда был определен на 25 лет за свои замечательные мысли и письмо Сталину с критикой положения дел с изобретательством в СССР. Понятно, в то время устроится на работу реабилитированному было практически не возможно. Но Генрих Саулович подошел к проблеме творчески и применил свой метод трансформировав проблему трудоустройства в изобретательскую задачу. Модель исходной задачи была сформулирована им так: «Надо работать и нельзя работать». А решение было найдено в виде неожиданного на первый взгляд вывода: «Надо писать фантастику». И опальный изобретатель дебютировал как писатель-фантаст под псевдонимом Генрих Альтов. Затем он разработал семинары по обучению ТРИЗ и организовал первые в стране школы изобретательского творчества, общее число которых в 80-е годы превысило 500. Попутно сформулировал теорию развития творческой личности (ТРТЛ), и в дальнейшем, стал президентом Ассоциации ТРИЗ.

Конечно, пример Альтшуллера не единственный. Есть и иные практико-ориентированные технологии, основанные на работе творческим мышлением. Например – «мозговой штурм» - методика группового решения задач, основанная на «свободном ассоциировании». Основная суть которого состоит в том, чтобы говорить все, что приходит в голову, каким бы абсурдным, фантастическими и дурацким это не казалось. Критика запрещена. Цель — выйти за пределы стандарта, шаблона и получить как можно больше новых  идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей. То есть рациональный и творческий аспекты мышления разделены между представителями разных групп участников штурма: одни валяют Дурака (креативят), а другие оценивают – выйдет ли из этого что-либо путное (то есть проводят экспертизу). Безусловно, «мозговой штурм» - это тоже алгоритм, состоящий из трех этапов:

1) Постановка проблемы (четкая ее формулировка)
2) Генерация идей
3) Группировка, отбор и оценка идей

В результате развития и усовершенствования метода мозгового штурма была разработана синектика – еще один метод преодоления инерции мышления. Процесс управления творческим мышлением непрерывно  совершенствуется. И что не мало важно - творческое мышление постепенно становиться восстребованым, особенно там, где есть необходимость решать казалось бы неразрешимые проблемы.

В общем, в завершении поста желаю вам эффективного и продуктивного валяния Дурака! Как ни по-дурацки это звучит.

понедельник, 26 апреля 2010 г.

Дурацкая притча: любить в себе дурака


Как-то принято считать, что прослыть дураком – значит стать изгоем и посмешищем. В каких-то случаях это, наверное, действительно так, но я хочу напомнить о других «дурацких» аспектах: о простоте, непосредственности, наивности, высокой степени свободы, любопытстве, умении видеть иначе, свежим взглядом, под новым, непривычным углом зрения, нарушении шаблонов, стереотипов и правил.

Как правильно сказать: мудрость в дурости или дурость мудра? Или все это полная му…? Сократ сказал: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Альберт Энштейн позволял себе чудить и сохранял детский задор до взъерошенных седин. Он был уверен, в том что: «Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый - так, будто никаких чудес не бывает. Второй - так, будто все на свете – чудо». «Вся жизнь игра, и кто тому виной, что я увлекся этою игрой…», - жизненный путь Великого Комбинатора. Художник Эшер видел и показывал другим мир "невозможной реальности".

Любить в себе дурака означает оставлять открытой дверь в детство, иметь свободу самовыражения и не боятся  дерзать, экспериментировать, крутить, вертеть и пробовать. А еще это искусство задавать нелепые и «дурацкие» вопросы, способные поставить в тупик самого умудренного сединой научного мужа и делать совершенно удивительные открытия и парадоксальные выводы об устройстве мира и жизни в нем.

Мозг человека, экономя время, упрощая жизнь и защищаясь от избыточного количества информации, формирует наборы шаблонов, стандартов, привычек, типовых решений. Это удобно, но это ограничивает. Глаза видят то, на что они запрограммированы, мозг отбрасывает в сторону сигналы, которые разрушают сформированный порядок. Жизнь идет по накатанным рельсам. И вдруг, неожиданно, они заканчиваются… Видимо кто-то подурачился, и разобрал их забавы ради. «Дальше поезд не идет, просим всех выйти из вагонов и толкать поезд вперед - до следующей отмеченной в плане станции» - скомандовал чей-то голос. Люди послушно вылезли и начали толкать, машинист с невозмутимым видом продолжал делать вид, что рулит процессом. А паровоз такой тяжелый, зараза! Но, мыши плакали, кололись и продолжали жрать кактус. Только один дурак, просто взял и пошел налегке, своей дорогой, улыбаясь солнцу и наслаждаясь красотой мира. Люди злились на дурака, считали его поведение не допустимым - ведь надо было  толкать паровоз как все, а не шляться бездельничая… Но он ведь дурак, что с него взять.

Надо сказать, что люди дотолкали паровоз до намеченной точки, вновь поставили его на рельсы и расселись в вагоны. А дурак зачем-то залез на крышу и, свесив ноги, уставился в небо. Теперь на нем было темно. Сегодня он устал от впечатлений и увиденной красоты, но спать не мог – боялся проспать звезды… А люди спали, бесконечно утомившись от толкания нестерпимо тяжелого паровоза.

Спустя некоторое время, они вспоминали это путешествие: как ехали в паровозе, потом, как его толкали, потом опять ехали. И были довольны собой, потому что все было сделано правильно. И кажется, кому-то дали за это медаль, но героями чувствовали себя все. А вот дурак все нес какую-то ахинею про облака в небе, траву, росу и цветы, пение птиц, легкость, свободу и звезды в небе … Короче, опять фантазировал и грезил - ведь ничего этого на самом деле не было – потому что никто из нормальных людей этого не видел. Всю дорогу был только один паровоз - все об этом точно знали.

Один из наиболее человечных людей протянул дураку булку с маслом и сказал: «Приколько врешь! На, ешь, а то еще помрешь невзначай по-глупости – скучно без твоей лабуды будет. Завтра опять в путь на поезде. Там свои сказки и доскажешь». Дурак радостно схватил булку, половину съел, половину отдал птицам и спросил: «Люди, а мы вообще-то куда едем?» «Дурак ты! И вопросы у тебя дурацкие!», - рассердился человечный человек, но ночью, почему-то не смог уснуть, вышел на крышу, чтобы дать дураку в ухо за испорченный сон. И случайно увидел звезды… Вот влип! И как по-дурацки!

И я там был, мед, пиво пил, и желаю всем время от времени дурачится в свое удовольствие! И любить в себе дурака!

Если спросите: «А зачем?», - уже поступите по-дурацки…


Дурак в чудеса не верит, он ими пользуется...