среда, 28 апреля 2010 г.

Включай Дурака!

Думаю, что у любого человека бывают в жизни ситуации, когда мозг оказывается в ступоре, разум утверждает, что решить проблему не возможно, однако, где-то внутри теплится надежда на то, что это не так, и интуиция почему-то подсказывает, что есть выход из лабиринта. С точки зрения разума, эта необоснованная убежденность антиразумна, глупа и наивна. Иными словами, она совершенно дурацкая.

Ну и отлично! Если рациональный компонент мозга отказывается нам помогать, буксуя при столкновении со сложной и нестандартной задачей, обратимся к другому его аспекту – творческому мышлению и позовем на помощь своего внутреннего Дурака. Ведь «включать Дурака» - означает вести себя не нормально, нестандартно, нешаблонно, неординарно, экспериментировать и давать свободу творческому началу. Но, легко сказать и гораздо сложнее реализовать. Где искать кнопку «включить»?

Насколько я знаю, универсальная кнопка пока так и не найдена, но человечеством все же наработаны алгоритмы активации творческого мышления. Например, вспоминается Генрих Саулович Альтшуллер и его теория решения изобретательских задач – сокращенно ТРИЗ, созданная во второй половине прошлого века. Согласно ключевой идее автора, творчество вполне поддается управлению – это не некий загадочный и неосознаваемых процесс, а технология производства новых технических идей. Почему технических? Потому что автор был в первую очередь изобретателем.

Основным рабочим инструментом ТРИЗ является алгоритм решения инженерных задач (АРИЗ), основная суть которого состоит в том, что необходимо построить модель исходной задачи (то есть осуществить переход от расплывчатой и туманной исходной ситуации к схеме), выявить противоречие, мешающее решению обычными (известными) путями, определить оперативную зону, изменение которой необходимо и достаточно для устранения конфликта, сформулировать идеальный конечный результат (ИКР) и найти наиболее эффективный прием разрешения противоречия. Если кому-то интересны подробности, вам сюда http://www.altshuller.ru/

Отдельно хочется отметить следующий факт - несмотря на то, что изначально ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, на самом деле под "изобретательскими" подразумеваются любые творческие задачи, не только технические. Более широко этот метод трактуется как «технология производства новых идей».

Кстати, для сведения всех безработных (извините, временно не занятых) в кризисный период, расскажу, как выкрутился изобретательный Альтшуллер, когда был выпущен из «Речлага» (одного из лагерей Воркуты), куда был определен на 25 лет за свои замечательные мысли и письмо Сталину с критикой положения дел с изобретательством в СССР. Понятно, в то время устроится на работу реабилитированному было практически не возможно. Но Генрих Саулович подошел к проблеме творчески и применил свой метод трансформировав проблему трудоустройства в изобретательскую задачу. Модель исходной задачи была сформулирована им так: «Надо работать и нельзя работать». А решение было найдено в виде неожиданного на первый взгляд вывода: «Надо писать фантастику». И опальный изобретатель дебютировал как писатель-фантаст под псевдонимом Генрих Альтов. Затем он разработал семинары по обучению ТРИЗ и организовал первые в стране школы изобретательского творчества, общее число которых в 80-е годы превысило 500. Попутно сформулировал теорию развития творческой личности (ТРТЛ), и в дальнейшем, стал президентом Ассоциации ТРИЗ.

Конечно, пример Альтшуллера не единственный. Есть и иные практико-ориентированные технологии, основанные на работе творческим мышлением. Например – «мозговой штурм» - методика группового решения задач, основанная на «свободном ассоциировании». Основная суть которого состоит в том, чтобы говорить все, что приходит в голову, каким бы абсурдным, фантастическими и дурацким это не казалось. Критика запрещена. Цель — выйти за пределы стандарта, шаблона и получить как можно больше новых  идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей. То есть рациональный и творческий аспекты мышления разделены между представителями разных групп участников штурма: одни валяют Дурака (креативят), а другие оценивают – выйдет ли из этого что-либо путное (то есть проводят экспертизу). Безусловно, «мозговой штурм» - это тоже алгоритм, состоящий из трех этапов:

1) Постановка проблемы (четкая ее формулировка)
2) Генерация идей
3) Группировка, отбор и оценка идей

В результате развития и усовершенствования метода мозгового штурма была разработана синектика – еще один метод преодоления инерции мышления. Процесс управления творческим мышлением непрерывно  совершенствуется. И что не мало важно - творческое мышление постепенно становиться восстребованым, особенно там, где есть необходимость решать казалось бы неразрешимые проблемы.

В общем, в завершении поста желаю вам эффективного и продуктивного валяния Дурака! Как ни по-дурацки это звучит.

Комментариев нет:

Отправить комментарий