четверг, 2 сентября 2010 г.

Рынок - невидимка


Экономический коллапс, перевернул рынок и жизни многих людей. Волна его «популярности» в СМИ спала, однако, ситуация на рынке труда как была, так и осталась неблагоприятной, особенно для людей, претендующих на топ-позиции и менеджеров среднего звена. Оптимистичные заметки job-ресурсов на тему «рынок труда восстанавливается» вызывают у меня откровенную иронию. Да, он чуть более оживленный, чем осенью 2009-го и первой половине 2010-ого года. Но эти «признаки жизни» касаются в основном рядовых позиций. Для людей, которые рассчитывает на большее, ситуация улучшилась не существенно. Понятное дело, что ожидать «как было раньше» бессмысленно - рынок за последние пару лет принципиально изменился. И даже если он вновь достигнет прежнего уровня по числу вакансий, это все равно будет новый, «другой», а не «прежний» рынок. Эту мысль стоит принять и начать учиться действовать в новых условиях, то есть адаптироваться к тому, что есть.

Заводя разговор о рынке труда, стоит отметить, что их всегда было два:

«Открытый» - это те вакансии, которые публиковались в открытом доступе

«Закрытый» - позиции, на которых людей искали «по рекомендации», «среди своих», соответственно информация о них передавалась «из уст в уста»


Собственно говоря, рынок топ-позиций всегда был более «закрытым», чем рынок «народных» вакансий. Тому было много причин, одной из которых являлось нежелание работодателя афишировать поиски кандидата (в том числе потому что прежний пока еще работал), убеждение в том, что в «свободном доступе ничего приличного нет и не может быть», желание присмотреть людей «из определенной среды», банальный страх получить «кота в мешке» или «черный ящик», а также неспособность внятно сформулировать, кто же и под какие задачи нужен . Кроме этого, распространение имели случаи, когда вакансия по факту не существовала, но она могла быть «оперативно организована под конкретного человека». Безусловно, есть еще и «знаковые VIP-позиции», но назвать их «вакансиями» и употреблять слово «рынок труда» в этом случае некорректно. Поэтому просто обозначим их, но оставим в стороне.

Главное сказано – формальное отсутствие топ-вакансий в открытом доступе не является свидетельством того, что их нет. У рынка была, есть и будет «невидимая» часть, но она реально существует и для кого-то «очевидна».

Что происходит сейчас? Я обозначаю это следующей фразой: «рынок ушел в подполье». Вакансии есть, но людей на них находят совершенно другими методами, то, что называется «не через резюме». То там, то здесь можно услышать «перешептывание», «перестукивание» и «перемигивание» о какой-либо вакансии. Но узнать об этом можно только в том случае, если ты являешься «одним из» или «включен» в широкую коммуникационную сеть и постоянно работаешь над ее развитием, то есть максимально социален.

Есть, конечно, и другой способ «получить предложение» - сделать так, чтобы тебя заметили, попасть в поле зрения и зону интересов ищущих. Но сделать это грамотно способен не каждый. Это путь единиц.

Вторым важным трендом рынка труда является желание работодателя «попробовать кандидата в деле» до того, как заключить с ним официальный трудовой договор. Иными словами, работодатель хочет «доказательств», «демонстрации», работы в «тестовом режиме»и в данном случае я не имею в виду «испытательный срок». Причем, такие «пробы» в большинстве случаев бывают бесплатными.

Иными словами, текущее состояние рынка труда требует от людей, заинтересованных в работе, нескольких важных вещей:

• Заинтересованности, активности и способности инициировать
• Включенности в широкую сеть коммуникаций и навыков по ее поддержанию и расширению
• Умения презентовать себя не только через резюме, а через какой-то свой «продукт» (профессиональное портфолио) и/или «рекомендателей»
• Готовность поработать в «демонстрационном режиме» до заключения официального договора (то есть наличие некоторого запаса здорового альтруизма и готовность предоставить потенциальному работодателю своеобразный «бонус» в виде своих бесплатных время/трудозатрат )
• Креативности – умения создавать новые методы поиска и «привлечения» работы
• Уникальности или высокой конкурентоспособности

С одной стороны, все сказанное просто и очевидно. А с другой - так много людей, пытаются вести себя вопреки требованиям изменившегося рынка, что иной раз просто диву даешься.

Комментариев нет:

Отправить комментарий