четверг, 22 апреля 2010 г.

Распродажа менеджеров

Бывает ли распродажа менеджеров? Еще некоторое время назад, радостно потирая руки, работодатели были уверены, что да. Рынок просел, объем кадровых агентств сократился,  вакантных позиций нет, значит, зарплатные ожидания упадут,  менеджеры спустятся с небес на землю и, наконец, будут готовы работать так, как от них ожидают – то есть как нормальные рабочие лошадки.

Панические настроения на рынке были, люди нервничали, дергались, боялись «падать», оказаться «в нигде», не хотели «прогибаться» под новые условия, но потом устали, и рынок перешел в депрессивную фазу. Нет, поиск работы до сих пор ведется, но он стал каким-то фальшивым – люди вроде что-то ищут, а вроде и не ищут. Временами складывается впечатление, что и работать-то особо не хотят… Ну, да оно и понятно – "достойных" предложений нет. Периоды безработного состояния для многих составляют уже порядка года и даже полутора лет, особенно на региональных рынках. Тут, как говорится, переживать уже поздно, можно расслабиться окончательно – цена на рынке на тебя уже все равно упала, сколь бы значительным не был прежний опыт. Ссылки на «творческую паузу» давным-давно не прокатывают. Модное нынче увлечение – писать книгу, обобщая опыт. Типа – всегда мечтал сказать что-то очень важное - вот и пришло время. Чувствуется, скоро книжные полки обваляться под грузом «частных шедевров». Не исключено, что некоторые из них действительно будут хороши. Кто знает?

Если пройтись по сети, возникает ощущение, что ведется активная бумажно-словесная война с кризисом. Не востребованные рынком бизнес-консультанты и руководители бесконечно размышляют на тему: «Мне бы шашку да коня, да на линию огня», рассчитывая привлечь к себе не очень понятно чье внимание, так как прослойка профессиональных посредников, которые осуществляли поиск и имели бы шанс обнаружить чьи-то ценные мысли существенным образом сократилась. Рекрутеры и аналитики кадрового рынка рисуют мрачные прогнозы и настоятельно советуют не искать работу, а сосредоточится на создании своего бизнеса. Хотя, нет, уже и от этого устали. И при этом, жизнь идет, и спрос на людей есть, но поиск перешел в так называемую «подпольную» (непубличную) фазу. По рынку опять ходит выражение «вакансия по знакомству». И не только потому, что «держат вакансии для своих», но также и потому что нет бюджета на поиск, соответственно нечем платить посреднику. Но за некоторые позиции все же продолжают платить. Какие они? Так называемые «проблемные вакансии». То есть те, на которые найти человека действительно проблема, а в некоторых случаях даже фантазия.

Причины «проблем» в целом банальны:

1. Избыточная «жесткость» поисковых параметров. На первый взгляд обоснованая, но, к сожалению, чреватая проблемой «соответствия формальным требованиям». То есть резюме то соответствует, но сам «живой» человек не оправдывает никаких ожиданий. Кроме того, сверхжесткие требования очень сильно сужают зону поиска и тем самым искусственно «удорожают» возможных кандидатов – так как альтернатив и выбора особенно нет. Дорого покупать, ясное дело,  не хочется, а зачем кандидатам  менять шило на мыло тоже не очень понятно.

2. «Таинственная мотивация» или «по договоренности». Тоже вроде логика ясна – каков человек, таков и «компенсационный пакет», но на практике – это часы бессмысленно потраченного на переговоры и поездки времени. На вопрос: «Ваш уровень зарплатных ожиданий?» - теперь нужно суметь угадать правильный ответ. Причем, фишка в том, что потенциальный работодатель и сам может не знать на него ответ, который его устроит. Меня как-то позабавил ход размышлений одного «заказчика», выбирающего себе кандидатов для повторных встреч: «Этот слишком дорогой (пусть дальше ищет), этот какой-то подозрительно дешевый (с такой скидкой, может бракованный?), а посередине … слишком уж как-то посередине, не хочу посередине (может посредственный?)» Ну и? Какие еще варианты? Я бы предложила оригинальных - «ваще бесплатных», ну или таких, которые готовы сами платить работодателю за факт возможности у него работать, но пока не нашла.

3. Ну, и самый распространенный – рассогласование между объемом требований и предложением. Иными словами, объем «хотелок»  весьма и весьма высок, а вот готовность что-то предложить за удовлетворение этих ожиданий непропорционально мала. В данном случае я часто задаю вопрос: «Я понимаю, зачем такой человек, какого  вы описываете, нужен вам, но не понимаю, зачем вы ему нужны?» Мне кажется, что в данном случае хорошо подходит метафора весов, поскольку если положить на одну чашу требования и пожелания к кандидату, а на другую предложение, то ассиметрия становиться неприкрыто наглядной. И чем она больше, тем более высока вероятность того, что это «мертвая» вакансия. В настоящий момент перечень вакантных позиций пестрит такими «рекрутерскими глухарями», по которым ведется «имитация поиска».

В общем, я бы сказала, что ожидаемая «распродажа менеджеров» все-таки не состоялась, так как даже если люди скрипя сердцем соглашаются на априори не устраивающие их условия, то поиск работы не прекращают, нацеливаясь при подходящем случае «соскочить». То есть поиск становиться перманентным состоянием, даже тогда, когда работа формально найдена. А если занимаемая позиция  воспринимается как временная, то не за чем  париться. Если это тот эффект, которого добивается работодатель, то все ОК. Но если нет?

Чудес не бывает, и альтруизм менеджеру не свойственен. Желание «иметь» - это значимый мотив и часть системы ценностей людей, которые выбиваются на топовый уровень. Попытки игнорировать его как минимум забавны. Распродажа отменяется. Рынок стоит, так как нет движущей силы. Возможность зарабатывать столько, сколько не хочется, не мотивирует, и бессмысленно делать вид, что она «должна» мотивировать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий